3 ЯНВАРЯ, ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ПЕТРА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ ЧУДОТВОРЦА

Святитель Петр — первый московский митрополит, с чьим именем многие историки связывают начало объединения русских княжеств вокруг Москвы и скрепление их в единое государство. Он родился в благочестивой христианской семье в Галицко-Волынской земле.
В семь лет он отправился учиться в монастырскую школу, но грамота ему поначалу не давалась. Мальчик очень тяжело это переживал, много молился Богу. Согласно житию, через некоторое время во сне ему явился человек в облачениях епископа. Он прикоснулся к его языку, после чего мальчик почувствовал во рту невероятную сладость. После чудесного сновидения Петр быстро нагнал сверстников — столь легко ему стала даваться грамота.
После окончания школы он решил удалиться в монастырь. Пройдя все полагающиеся иноку испытания, он был рукоположен в сан иеромонаха. Известно, что в обители святитель особенно полюбил искусство иконописания — он многого добился на этой стезе. Чувствуя потребность в уединении, Петр многие годы спустя взял благословение игумена и покинул монастырь. Он стал вести отшельнический образ жизни. На берегу реки Раты построил себе маленькую келью. Постепенно вокруг неё образовался монастырь, где Петр был избран игуменом.
После кончины митрополита Киевского Максима Русскую Церковь возглавил святитель Петр.
В то время Киев, считавшийся когда-то первым среди всех русских городов, все более пустел. Город перестал восприниматься как главный политический центр. На смену ему пришли сразу два соперничавших между собой княжества, Тверское и Московское. Кроме того, после нашествия Батыя на Русь (1237–1240) практически все князья оказались в положении вассалов Золотой Орды. Тот феодал, который обладал наибольшей экономической и политической мощью, должен был еще и «понравиться» монгольскому владыке, чтобы получить от него специальный документ, «золотой ярлык», подтверждающий его главенствующий статус. Нередко это провоцировало тяжелые столк­новения между князьми: на пути к власти в ход шли любые средства — от коррупции и клеветы до прямой военной агрессии. И в Золотой Орде пользовались этим —ловко сталкивали русских князей лбами.
Только Церковь выступала в качестве примирителя. Святитель Петр, став митрополитом, постоянно путешествовал по Руси, призывая князей к сплоченности, выступая дипломатом в сложных переговорах.
Московское княжество в то время было наиболее безопасным местом. Сам святитель, нуждаясь в месте для уединенной молитвы, устроил в селе Высокое, на берегу реки Неглинной, монастырь в честь апостолов Петра и Павла. Так началась многовековая история Высоко-Петровского монастыря.
В 1326 году святитель Петр решил перенести в Москву митрополичью кафедру. С этого момента Московское княжество не только обрело политический перевес над Тверью, но и стало главным духовным центром русских земель.
По воле святителя Иван Калита начал строительство каменной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. Позднее храм стал усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви. Первым среди них в нем был похоронен сам святитель Петр. Уже через 13 лет после смерти он был причислен к лику святых. Впоследствии святитель Петр был настолько почитаем, что у его гробницы избирались московские Первосвятители,  его призывали в свидетели при составлении важнейших государственных договоров.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Читайте также: